Карбюратор "Солекс"
6.1. Разборка карбюратора типа "Солекс" (ДААЗ)
Снимите карбюратор с двигателя (см. раздел 4.5 «Снятие и установка карбюратора»). Разъедините две основные части карбюратора, сняв его крышку (см. раздел 4.4 «Снятие и установка крышки карбюратора»). После этого полностью разберите крышку и корпус.
Крышку карбюратора удобнее разбирать, аккуратно зажав ее в тиски с мягкими губками. При разборке крышки карбюратора мод. 2108 в первую очередь снимите поплавки, чтобы при дальнейшей работе случайно не деформировать их кронштейн. Для этого оправкой или отрезком толстой медной проволоки вытолкните ось 1 (рис. 33) поплавков из стоек крышки и, стараясь не повредить язычки кронштейна поплавков, снимите кронштейн с поплавками 3.
Рис. 33. Детали крышки карбюратора мод. 2108: 1 - ось поплавков; 2 - топливный клапан; 3 - поплавок; 4 - прокладка крышки карбюратора; 5 - диафрагма пускового устройства; 6, 22, 24 - пружины; 7 - винт крепления крышки пускового устройства; 8 - контргайка; 9 - винт регулировки пускового зазора воздушной заслонки; 10 - крышка пускового устройства; 11 - топливный жиклер системы холостого хода; 12 - уплотнительное кольцо электромагнитного клапана; 13 - обойма уплотнительного кольца; 14 - электромагнитный клапан; 15 - штуцер подачи топлива; 16, 30 - уплот- нительные шайбы; 17 - крышка карбюратора; 18 - винт крепления воздушной заслонки; 19 - топливный фильтр; 20 - воздушная заслонка; 21 - пробка; 23 - ось воздушной заслонки; 25 - шарик; 26 - рычаг управления воздушной заслонкой; 27 - ось рычага; 28 - шарнирная втулка крепления тяги привода воздушной заслонки; 29 - фиксатор
Снимите прокладку 4, ключом на 11 мм выверните топливный клапан 2 и снимите с него алюминиевую уплотнительную шайбу 30.
ВНИМАНИЕ!
Иногда уплотни тельная шайба топливного клапана плотно прилипает к крышке карбюратора и при демонтаже клапана остается на ней. В этом случае аккуратно отделите шайбу от крышки заостренным инструментом.
Выверните резьбовую пробку 21, снимите с нее медную уплотнительную шайбу и выньте из полости крышки топливный фильтр 19. В некоторых модификациях карбюраторов типа «Солекс» топливный фильтр закреплен не пробкой, а штуцером 15 подачи топлива, который также надо вывернуть.
Ключом на 13 мм выверните электромагнитный клапан 14 вместе с топливным жиклером 11, выньте пассатижами из клапана жиклер и при необходимости снимите с клапана резиновое уплотнительное кольцо 12 и его обойму 13. Придерживая рычаг 26 рукой, ключом на 14мм выверните ось 27 и, осторожно отведя рычаг от крышки 17, выньте из отверстия крышки фиксирующий шарик 25 и его поджимную пружину 24.
ВНИМАНИЕ!
Фиксирующий шарик ничем не закреплен и удерживается s своем гнезде только будучи прижат рычагом 26. Поэтому, снимая рычаг будьте особенно внимательны и не потеряйте шарик.
При необходимости снимите пружинный фиксатор 29 и выньте из отверстия рычага 26 шарнирную втулку 28.
Отсоедините возвратную пружину 22 от штифта, запрессованного в крышку карбюратора, и рычага, закрепленного на оси 23 воздушной заслонки. Чтобы снять ось 23, выверните два винта 18 крепления воздушной заслонки 20, опилив надфилем их раскерненные концы, и выньте из прорези оси заслонку, пометив ее положение для последующей правильной установки. После этого ось свободно вынимается из крышки.
ВНИМАНИЕ!
Без крайней необходимости не снимайте воздушную заслонку, так как при выворачивании даже опиленных винтов можно повредить резьбу в отверстиях оси. Кроме того, при сборке возможна смещение воздушной заслонки относительно прежнего положения, из-за чего ее может заедать в воздушном канале крышки с последующим отказом пускового устройства. Не следует также без необходимости выпрессовывать из крышки воздушный жиклер системы холостого хода, а также топливозаборные трубки эконостата и переходной системы вторичной камеры во избежание их повреждения и ослабления посадки в гнездах.
Отвернув четыре винта 7 крепления крышки 10 пускового устройства, снимите крышку вместе с регулировочным винтом 9. Снимите возвратную пружину 6 диафрагмы 5 и саму диафрагму в сборе со штоком. При необходимости выверните из крышки 10 винт 9, ослабив затяжку контргайки 8.
ВНИМАНИЕ!
Без крайней необходимости не выпрессовывайте из крышки карбюратора воздушный жиклер пускового устройства, чтобы не повредить и не ослабить его посадку в гнезде.
Процесс разборки крышки карбюратора мод. 21083-62, оснащенного полуавтоматическим пусковым устройством, практически тот же, что и для карбюратора базовой мод. 2108. Основное отличие в том, что пусковое устройство можно снять с крышки без разборки. Для этого достаточно, сняв пружинный фиксатор 10 (рис. 34), отсоединить от рычага 12 оси воздушной заслонки тягу пускового устройства и вывернуть отверткой с плоским лезвием три винта 29 крепления корпуса 20 устройства к крышке 16 карбюратора. При этом старайтесь не повредить уплотнительную прокладку 11.
Рис. 34. Детали крышки карбюратора мод. 21083-62: 1 - ось поплавков; 2 - топливный клапан; 3 - поплавок; 4 - прокладка крышки карбюратора; 5 - крышка диафрагменного механизма пускового устройства; 6 - колпачок-упор; 7, 24, 29 - винты; 8 - пружина диафрагмы; 9 - диафрагма пускового устройства; 10, 22, 30 - фиксаторы; 11 - прокладка корпуса пускового устройства; 12 - рычаг оси воздушной заслонки; 13 - актюатор системы холостого хода; 14 - топливный жиклер системы холостого хода; 15 - шпилька крепления воздушного фильтра; 16 - крышка карбюратора; 17 - топливный фильтр; 18, 26 - уплотнительные шайбы; 19 - штуцер подачи топлива; 20 - корпус пускового устройства; 21 - винт регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры; 23 - пластина крепления нагревательного элемента; 25 - нагревательный элемент; 27 - биметаллическая пружина; 28 - защитный экран; 31 - тяга приоткрытия дроссельной заслонки первичной камеры.
Если есть необходимость разобрать пусковое устройство, отверните четыре винта 7 крепления его крышки 5 и снимите крышку вместе с колпачком-упором 6 и плунжером. Затем снимите пружину 8 и диафрагму 9 в сборе со штоком. Вывернув колпачок-упор 6, выньте из крышки 5 плунжер 6 (см. рис. 6) вместе с регулировочным винтом 8, а затем выверните винт из плунжера. Чтобы получить доступ к механизму пускового устройства, отверните три винта 24 (см. рис. 34) крепления нагревательного элемента 25 и снимите нагревательный элемент вместе с биметаллической пружиной 27 и пластиной крепления 23. При необходимости снимите пластину 23, отверните стяжной болт половин нагревательного элемента, снимите его крышку и выньте из нее биметаллическую пружину. Затем снимите пластмассовый защитный экран 28, после чего, сняв фиксатор 30 и тягу 31, разъедините и демонтируйте детали механизма.
ВНИМАНИЕ!
Не разбирайте без крайней необходимости исправный механизм пускового устройства, так как случайное загрязнение его шарниров или удаление из них смазки приведет к отказу пускового устройства.
Если при снятии карбюратора от него не отсоединили блок подогрева 53 (рис. 35), при разборке корпуса карбюратора снимите его, отвернув винт 56.
Рис. 35. Детали корпуса карбюратора мод. 2108: 1 - ось рычага привода ускорительного насоса; 2 - рычаг привода ускорительного насоса; 3, 29, 30, 41, 49, 56 - винты, 4 - крышка ускорительного насоса; 5 - диафрагма ускорительного насоса; 6, 12, 44, 50 - пружины; 7 - регулировочная шайба; 8 - кулачок привода ускорительного насоса; 9 - дистанционная втулка; 10 - гайка; 11 - крышка экономайзера мощностных режимов; 13 - диафрагма экономайзера мощностных режимов; 14 - топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 15 - клапан экономайзера мощностных режимов; 16 - всасывающий клапан ускорительного насоса; 17 - фиксатор малого диффузора; 18 - уплотнительное кольцо блока распылителей ускорительного насоса; 19 - блок распылителей ускорительного насоса; 20 - малые диффузоры; 21 - главные воздушные жиклеры; 22 - эмульсионные трубки; 23 - главные топливные жиклеры; 24 - кронштейн крепления тяги привода воздушной заслонки; 25 - фиксатор оболочки тяги привода воздушной заслонки; 26 - винт регулировки начального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры; 27, 33 - фиксаторы винтов; 28 - защитный колпачок фиксатора; 31, 55 - пружинные шайбы; 32, 54 - шайбы; 34 - винт регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры; 35 - фиксаторы оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 36 - сектор привода дроссельных заслонок; 37 - рычаг управления дроссельными заслонками; 38 - рычаг блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 39 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 40 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 42 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 43 - дроссельная заслонка первичной камеры; 45 - заглушка канала винта регулировки качества горючей смеси; 46 - уплотнительное кольцо винта регулировки качества горючей смеси; 47 - винт регулировки качества горючей смеси; 48 - корпус карбюратора; 51 - датчик-винт; 52 - провод датчика-винта; 53 - блок подогрева
Выверните четыре винта 3 крепления крышки 4 ускорительного насоса и снимите крышку вместе с рычагом 2 привода, диафрагму 5 и ее возвратную пружину 6. При необходимости выпрессуйте подходящей оправкой ось 1 и снимите рычаг 2.
Аккуратно поддев отверткой трубки блока 19 распылителей ускорительного насоса, немного выдвиньте блок из гнезда корпуса 48 и, захватив за открывшиеся лыски пассатижами, снимите его вместе с резиновым уплотнительным кольцом 18 и обратным клапаном.
Длинной отверткой выверните из нагнетательного канала ускорительного насоса всасывающий клапан 16 и, перевернув корпус карбюратора, выньте клапан. Преодолев усилие пружинных фиксаторов 17, демонтируйте из корпуса малые диффузоры 20.
ВНИМАНИЕ!
Вынимайте малые диффузоры только при скоплении в их каналах отложений, которые остались после промывки в составе корпуса карбюратора. Многократный демонтаж и обратная установка без крайней необходимости могут ослабить их посадку в корпусе и, как следствие, привести к потере герметичности соединения с его каналами.
Выверните винт 49 крепления электрического провода 52 датчика-винта 51, отсоедините от контакта датчика-винта пружинную клемму провода и снимите провод. Затем выверните из прилива корпуса карбюратора датчик-винт и снимите с него поджимную пружину 50.
Выверните три винта крепления крышки 11 экономайзера мощностных режимов, снимите крышку и расположенные под ней возвратную пружину 12 и диафрагму 13. После этого выверните топливный жиклер 14 экономайзера и выпрессуйте клапан 15.
ВНИМАНИЕ!
Не выпрессовывайте без крайней необходимости исправный клапан экономайзера мощностных режимов, так как при этом он неизбежно повредится, а при повторной запрессовке нового клапана может ослабнуть его посадка в гнезде.
Выверните главные воздушные жиклеры 21 вместе с эмульсионными трубками
22, а затем длинной отверткой выверните расположенные в глубине эмульсионных колодцев главные топливные жиклеры 23 и выньте их, перевернув корпус карбюратора.
Если в процессе эксплуатации заглушку 45 винта 47 регулировки качества горючей смеси не удалили, проколите шилом в ее центре отверстие, вверните в него штопор или винт-«саморез» и выньте заглушку из канала корпуса карбюратора. Затем выверните из корпуса регулировочный винт 47 вместе с уплотнительным резиновым кольцом 46.
ВНИМАНИЕ!
При выворачивании винта регулировки качества смеси его уплотнительное кольцо иногда остается в канале корпуса карбюратора, В этом случае выньте его, аккуратно поддев острым инструментом (например, шилом).
Выверните два винта 30 и снимите кронштейн 24 крепления троса привода воздушной заслонки вместе с фиксатором 25 оболочки. При необходимости выверните винт 29 и снимите фиксатор 25.
Чтобы снять ось 39 дроссельной заслонки 43 первичной камеры, отверните гайку 10 и снимите с оси дистанционную втулку 9, кулачок 8 привода ускорительного насоса и регулировочную шайбу 7. Затем выверните винты 41 крепления дроссельной заслонки 43, предварительно опилив надфилем их раскерненные концы, и выньте заслонку из прорези оси, пометив ее первоначальное положение для последующей правильной установки. После этого ось 39 легко вынимается из корпуса карбюратора вместе с сектором 36, рычагами 37, 38 и пружиной 44.
Чтобы снять ось 40 дроссельной заслонки 42 вторичной камеры, снимите пружинные фиксаторы 35 с концов оси, выверните винты 41 крепления заслонки, опилив надфилем их раскерненные концы, и снимите заслонку, пометив ее первоначальное положение. Сдвинув ось, выведите ее рычаг из зацепления с приводом и выньте ось вместе с рычагом.
ВНИМАНИЕ!
1. Без крайней необходимости не снимайте дроссельные заслонки, так как при выворачивании даже опиленных винтов можно повредить резьбу в отверстиях осей. Кроме того, из-за возможного смещения при сборке дроссельных заслонок относительно прежнего положения их может заедать в воздушных каналах корпуса. Может измениться и их положение относительно выходных отверстий переходной системы, которые сверлят на заводе-изготовителе после сборки дроссельного уала, следствием чего станут не поддающиеся регулировке изменения эксплуатационных параметров карбюратора.
2. Не выпрессовывайте из отверстия в нижнем фланце корпуса демпфирующий воздушный жиклер экономайзера мощностных режимов, а также штуцера системы вентиляции картера двигателя и отбора разрежения для вакуумного корректора распределителя зажигания.
Винт 26 регулировки начального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры можно не выворачивать из прилива корпуса.
Порядок разборки корпуса карбюратора мод. 21083-62 (рис. 36) практически тот же, что и для карбюратора базовой мод. 2108. Основное отличие в том, что на месте экономайзера мощностных режимов установлен через переходник 18 актюатор 16 главной дозирующей системы с топливным жиклером 17. Демонтируйте их так же, как актюатор и жиклер системы холостого хода из крышки карбюратора. При необходимости выверните три винта крепления и снимите переходник 18 актюатора вместе с расположенной под ним уплотнительной прокладкой 19.
Рис. 36. Детали корпуса карбюратора мод. 21083-62: 1 - датчик-винт; 2 - провод датчика-винта; 3 - блок подогрева; 4 - шайба; 5 - пружинная шайба; 6, 10, 41, 49 - винты; 7 - диафрагма ускорительного насоса; 8 - ось рычага привода ускорительного насоса; 9 - рычаг привода ускорительного насоса; 11 - крышка ускорительного насоса; 12, 38, 46, 50 - пружины; 13 - регулировочная шайба; 14 - кулачок привода ускорительного насоса; 15 - гайка; 16 - актюатор главной дозирующей системы; 17 - топливный жиклер актюатора главной дозирующей системы; 18 - переходник актюатора; 19 - прокладка переходника; 20 - всасывающий клапан ускорительного насоса; 21 - фиксатор малого диффузора; 22 - уплотнительное кольцо блока распылителей ускорительного насоса; 23 - блок распылителей ускорительного насоса; 24 - малые диффузоры; 25 - эмульсионные трубки; 26 - главные воздушные жиклеры; 27 - главные топливные жиклеры; 28 - корпус карбюратора; 29 - винт регулировки начального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры; 30 - фиксатор винта; 31 - защитный колпачок фиксатора; 32 - фиксаторы оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 33 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 34 - рычаг оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 35 - рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 36 - сектор привода дроссельных заслонок; 37 - рычаг управления дроссельными заслонками; 39 - рычаг блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 40 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 42 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 43 - дроссельная заслонка первичной камеры; 44 - заглушка канала винта регулировки качества горючей смеси; 45 - дистанционное кольцо; 47 - уплотнительное кольцо винта регулировки качества горючей смеси; 48 - винт регулировки качества горючей смеси
ВНИМАНИЕ!
Как вариант, у некоторых модификаций карбюраторов с электронным управлением составом смеси актюатор главных дозирующих систем установлен не через переходник, а ввернут в дополнительное резьбовое отверстие в корпусе карбюратора. В этом случае неиспользуемые отверстия системы экономайзера мощностных режимов закрыты технологическими заглушками.
Кроме того, у этого карбюратора нет кронштейна крепления троса привода воздушной заслонки и в корпус запрессован дополнительный штуцер отбора управляющего разрежения для клапана продувки адсорбера.
<< Ремонт карбюраторов "Солекс" (ДААЗ) | Проверка технического состояния карбюратора "Солекс" >>