Карбюратор "Солекс"


4.13. Проверка и обслуживание системы электронного управления
составом смеси карбюраторов модификации «62»

Проверка системы заключается в определении работоспособности ее отдельных элементов: актюаторов. 5 и 6 (см. рис. 21), кислородного датчика 14, датчика разрежения 1 и электронного блока управления (на рисунке не показан).

Актюаторы проверяют так же, как и электромагнитный клапан системы ЭПХХ (см. раздел 4.12 «Проверка и обслуживание системы ЭПХХ»).
После проверки исправности и установки на место актюаторов пустите двигатель, прогрейте его и оставьте работать на режиме холостого хода. Сдвиньте резиновый чехол с разъемов жгута кислородного датчика и подключите к одноконтактному разъему вольтметр постоянного тока с пределом измерения 2 В. Вольтметр должен показывать регулярные колебания напряжения от 0,1 до 0,6 В с периодом 1 -2 с. Увеличьте частоту вращения коленчатого вала до средней: на этом режиме колебания напряжения свидетельствуют об исправности системы управления и самого карбюратора.

Если колебаний напряжения нет, прежде всего проверьте работоспособность кислородного датчика 14. Перед проверкой отключите разъем датчика разрежения 1, чтобы блок управления включил функцию управления карбюратором на режиме базовой регулировки состава смеси без учета сигналов кислородного датчика и на актюаторах установилась скважность сигнала 50%. От жгута проводов автомобиля отсоедините одноконтактный разъем жгута кислородного датчика и подключите к нему вольтметр. Отсутствие напряжения или его значение менее 0,03 В на контакте разъема свидетельствует об обрыве провода в датчике или разъеме. Напряжение свыше 0,03 В означает, что кислородный датчик работоспособен, но правильность его работы нужно оценить по значению и скорости изменения напряжения при изменении состава смеси.

Если напряжение меньше 0,3 В, прикройте любым способом (хотя бы лезвием отвертки) воздушную заслонку карбюратора, обогатив этим горючую смесь до начала падения частоты вращения коленчатого вала. Напряжение на кислородном датчике должно немедленно возрасти до величины не менее 0,7 В.
Если напряжение равно 0,8 В и выше, снимите провод с контакта актюатора б системы холостого хода. Из-за прекращения топливоподачи и вызванного этим переобеднения смеси двигатель начнет снижать частоту вращения коленчатого вала вплоть до полной остановки. При этом напряжение также должно немедленно снизиться до значения менее 0,2 В. Если установить частоту вращения около Э000 об/мин и снять провод с контакта актюатора 5 главной дозирующей системы, реакция кислородного датчика на обеднение смеси должна быть той же.

Если при обеих проверках напряжение остается на прежнем уровне или изменяется очень медленно - датчик загрязнен отложениями свинца из этилированного бензина или произошло старение его чувствительного элемента. В обоих случаях датчик замените, поскольку восстановить его нельзя.

ВНИМАНИЕ!
Никогда не заправляйте этилированным бензином топливный бак автомобиля, оборудованного системой электронного управления составом горючей смеси Отложения свинца повредят кислородный датчик и выведут из строя дорогостоящий каталитический нейтрализатор отработавших газов.


Однако учитывайте, что кислородный датчик нормально работает только при определенной температуре чувствительного элемента, которую поддерживает встроенный в датчик нагреватель. При температуре элемента ниже оптимальной реакция даже исправного датчика на изменение состава смеси замедляется. Поэтому перед заменой датчика проверьте наличие напряжения +12 В на проводах двухконтактного разъема, через которые подается электропитание к нагревателю. Целостность цепи нагревателя можно проверить, измерив омметром его сопротивление, которое должно быть в пределах 10-15 Ом. Если нагреватель исправен, а отказ датчика был вызван нарушением электропитания, после его восстановления перед проверкой датчика совершите на автомобиле поездку на расстояние 20-30 км, чтобы датчик очистился от отложений, скопившихся за время бездействия нагревателя.

Если кислородный датчик исправен, соедините все разъемы и проверьте датчик разрежения. Сначала снимите вакуумный шланг со штуцера датчика и проверьте наличие разрежения в шланге при работе двигателя. Причиной отсутствия разрежения может быть неисправность термовакуумного клапана 2, повреждение или неправильное подключение шланга.

Если разрежение в шланге есть, наденьте шланг на штуцер датчика и подсоедините к цветному проводу в разъеме датчика вольтметр с пределом измерения не менее +20 В.

ВНИМАНИЕ!
Щуп вольтметра можно подсоединить к проводу, если снять с него небольшой отрезок изоляции или, если щуп имеет заостренный конец, проколоть им изоляцию провода.

При исправном датчике на проводе практически не должно быть напряжения. Если снять вакуумный шланг со штуцера датчика, на проводе должно немедленно появиться напряжение не менее +12 В. Выполнение этих двух условий означает исправность как датчика, так и блока управления.

Если при снятом вакуумном шланге напряжения на проводе нет, отсоедините от разъема датчика колодку проводов и проверьте наличие напряжения +12 В на одном из контактов. При отсутствии напряжения присоедините щуп вольтметра непосредственно к выводу № 6 блока управления. Если на этом выводе есть напряжение - в проводе обрыв, если напряжения нет - неисправен блок управления и его надо заменить, так как он не подлежит ремонту.

Постоянное наличие напряжения +12 В независимо от того, подключен шланг к датчику или нет, означает или повреждение датчика, или обрыв провода, соединяющего его с «массой». Для определения неисправности подключите омметр к соответствующему контакту (с черным проводом) колодки жгута проводов, снятой с датчика, и убедитесь, что контакт соединен с «массой». Если соединение есть, перемычкой соедините между собой контакты. Если при таком подключении во время работы двигателя на одноконтактном разъеме кислородного датчика появились колебания напряжения, датчик разрежения неисправен и его надо заменить. Перед заменой, чтобы окончательно убедиться в неисправности датчика, подключите омметр к его контактам. При работающем двигателе и подключенном вакуумном шланге сопротивление между контактами должно быть равно нулю, а при отключенном шланге - бесконечно большое.

ВНИМАНИЕ!
Если нет нового датчика разрежения, можно временно эксплуатировать автомобиль, отключив от него разъем жгута проводов. Однако поторопитесь с заменой датчика, так как при подобном режиме работы двигателя увеличится расход топлива и резко возрастет токсичность отработавших газов.

Если оба датчика исправны, а колебаний напряжения на одноконтактном разъеме кислородного датчика нет, проверьте правильность установки в актюаторы топливных жиклеров системы холостого хода и главной дозирующей системы. Актюаторы и жиклеры выглядят одинаково, но последние имеют разную пропускную способность. Если поменять их местами, блок управления не сможет поддерживать стехиометрический состав горючей смеси, так как будет задавать предельные значения скважности сигналов - максимальные или минимальные, в зависимости от режима работы двигателя.

Если при исправных датчиках и их электрических цепях двигатель не пускается или после пуска по мере открытия воздушной заслонки начинает останавливаться, убедитесь в отсутствии обрыва провода от катушки зажигания к блоку управления. Если обрыва нет, а на контактах № 9 и 12 блока есть напряжение, он неисправен и подлежит замене.

Обслуживание системы заключается в поддержании чистоты контактов разъемов жгутов проводов и топливных жиклеров актюаторов, а также в проверке и восстановлении плотности затяжки актюаторов. Регулировочных элементов в системе нет и ее работоспособность обеспечивается исправностью составляющих элементов.

<< обслуживание системы ЭПХХ | Поиск неисправностей карбюраторов СОЛЕКС >>