В статье остановимся на некоторых особенностях системы зажигания ВАЗовских карбюраторных двигателей.
Установка зажигания ВАЗ :
Устанавливать зажигание следует после проверки зазора
в контактах прерывателя, который должен составлять 0,35±0,05 мм. Для
этого надо использовать заводную ручку или гаечный ключ размером 39
мм (желательно двенадцатигранный). Если нет контрольной лампы, то можно
установить зажигание на искру (между проводом высокого напряжения и
массой зазор 7,8 мм). Лучше все же проверять наличие искры, подсоединив
запасную рабочую свечу. В этом случае не будет повреждена электроника системы зажигания. Искра (по I или IV цилиндру) должна проскакивать
между первой (по ходу) и второй выпускной меткой, что будет соответствовать
углу +7°30’. Можно также добавить, что окислившиеся контакты прерывателя
приводят к постоянному горению контрольной лампы независимо от поворота
корпуса распределителя.
Угол опережения зажигания :
Определить угол опережения зажигания при помощи стробоскопа
невозможно, так как он показывает момент зажигания только при работающем
двигателе, а тогда за счет центробежного регулятора угол опережения
смещается в сторону опережения (даже на холостом ходе). Кстати, кроме
зазора в контактах прерывателя необходимо проверить, как работает центробежный
регулятор. Для этого нужно, поворачивая бегунок по часовой стрелке,
убедиться, что он свободно и без заеданий вращается относительно валика распределителя зажигания. Если бегунок не вращается или заедает, то
необходимо перебрать, промыть и смазать детали центробежного регулятора.
Неисправности распределителя зажигания ВАЗ :
К наиболее распространенным неисправностям следует
отнести разрушение шарикоподшипника 900706У в распределителях последнего
выпуска, снабженных диафрагмой вакуум-корректора, выход из строя резистора
в бегунке, самого бегунка или крышки распределителя (трещина, отложение
на внутренней поверхности смеси масла с графитом или попадание воды).
При разрушении шарикоподшипника 900706У в распределителе
зажигания с вакуум-корректором (последнего выпуска) двигатель начинает
плохо работать на холостом ходе и не "тянет". Отрегулировать
зажигание а таких случаях невозможно (как правило двигатель работает
только в каком-то одном положении корпуса распределителя). При этом
в автомобилях ВАЗ - 2103, ВАЗ - 2106 и ВАЗ - 2121 стрелка тахометра "гуляет"
по всей шкале, независимо от истинных оборотов двигателя. Можно исправить
положение следующим образом:
- отсоединить от распределителя зажигания вакуумный
шланг;
- завязать на конце шланга крепкий узел и спрятать
его куда-нибудь, чтобы не болтался;
- прижать планкой тягу вакуум-корректора, как показано
на рис. 27а; если конец планки не помещается между корпусом и изгибом
тяги, то конец планки надо сделать уже (рис. 27б);
- отрегулировать заново зазор в контактах прерывателя
(0,35±0,05 мм);
- выставить угол зажигания +7°30’;
- ездить в свое удовольствие, как будто у вас распределитель
зажигания первого выпуска, но при этом расход топлива возрастет на 3-4%
не говоря уже о токсичности выхлопа.
Рис. 27. Отключение системы вакуум-корректора прижатием планки
Свечи зажигания ВАЗ :
Несколько слов о свечах. По внешнему виду и отложениям
на рабочей части свечи можно определить неисправность систем питания,
зажигания и поршневой группы.
Свеча зажигания с черной маслянистой поверхностью на рабочей
части, как правило, не восстанавливается. Можно попробовать восстановить
свечу, установив ее во второй или третий цилиндр исправного и прогретого
вазовского двигателя (в них температура выше, так как рабочая смесь
беднее, чем в первом и четвертом цилиндрах). Можно отпескоструить рабочую
часть. Другие способы - прокаливание или очистка металлической карчеткой
- не годятся.
Наработка свечей не должна превышать 30 тыс. км пробега
автомобиля.
Изнашивание свечи определяется многими факторами, но
в любом случае желательно произоводитть замену свечей один раз в год при пробеге не более 30 тыс. км или при достижении 30 тыс. км, смотря что наступит раньше. Не рекомендую менять свечи зажигания по принципу "как перестанет работать, заменю".
Изнашивание свечи выражается в уменьшении высоты центрального
электрода и уменьшении сечения наружного электрода (рис. 28а). Тонкий
конец наружного электрода во время работы двигателя разогревается до
температуры, при которой рабочая смесь воспламеняется независимо от
искры зажигания, т.е. происходит беспорядочное воспламенение (калильное
зажигание). Двигатель при этом теряет мощность, а также может продолжать
работать с выключенным зажиганием. В качестве временного решения можно
рекомендовать восстановление свечи путем спиливания заостренной части
наружного электрода (рис. 28 б, в). А лучше же все таки возить запасную
свечу с собой всегда, как и бегунок и крышку трамблера.
Следует серьезно относиться к зазору в свечах (0,55
мм). При переделке двигателя на бензин А76 желательно увеличить зазор
до 0,6 мм. Большой зазор резко ухудшает холодный запуск двигателя и
может привести в перерасходу топлива, так как искра может исчезать,
не доходя до места назначения.
Рис. 28. Свеча зажигания: а - изношенная свеча; б, в - два способа временного
восстановления свечи
В вазовских двигателях применяют свечи А17ДВ. Их калильное
число составляет 170 (по данным фирмы "Бош"), резьба М14х1,25,
длина 19 мм, изолятор центрального электрода выступает за пределы резьбовой
части. В табл. 5 приведены марки свечей, выпускаемых зарубежными фирмами
(все зарубежные свечи всесезонные, т.е. имеют большой температурный
диапазон, долговечные и не хуже отечественных). Все они годятся для
замены свеч А17ДВ.
Таблица 5. Свечи зарубежных фирм
Марка свечи |
Фирма-изготовитель |
Страна |
W 175T30 (W7D) |
"Бош" ("Bosch") |
ФРГ |
N-9Y; N-9YC |
"Чемпион" ("Champion") |
Англия, США, Канада, Бельгия |
HLNY |
"Лодж" ("Lodge") |
Англия |
FE65P |
КЛЖ (KLG) |
Англия |
42XLS |
АЦ (AC) |
Англия |
CW225LP |
"Марелли" ("Marelli") |
Италия |
BP6ES |
НЖК (NGK) |
Япония |
W20EXR-U |
НД (ND) |
Япония |
AG22 |
"Моторкрафт" ("Motorkraft") |
США |
|