Карбюратор - сложный и точный прибор. Его задача -
обеспечение смешения в определенных пропорциях воздуха и топлива, обеспечение
удовлетворительной работы двигателя на всех режимах (пуск холодного
двигателя, работа на холостом ходу, разгон, резкое ускорение автомобиля
и т.д.). Разработка, изготовление макетных и опытных образцов, а также
их доводка - длительный и трудоемкий процесс.
Длительность доводки карбюратора объясняется тем, что
из всех возможных вариантов нужно выбрать один оптимальный, который
обеспечил бы автомобилю хорошую динамику, экономичность и низкую токсичность.
Надо добавить, что эти показатели находятся в сложной зависимости друг
от друга.
Производство карбюратора требует применения точного
и высокопроизводительного оборудования. Некоторые детали изготовляются
на прецизионном (высокоточном) оборудовании. Некоторые детали проходят
100%-ный пооперационный контроль. Полностью изготовленные карбюраторы проходят окончательную проверку на технологических автоматических безмоторных
вакуумных установках.
В общем, разработка и изготовление макетных и опытных
образцов карбюраторов, их доводка и испытания, а затем подготовка производства
и массовый выпуск - дело очень сложное и очень ответственное. Этой работой
занимаются профессионалы высочайшей квалификации, влюбленные в свою
работу и гордые тем, что их специальность уникальна. Таких специалистов
у нас в СНГ не более пятидесяти. В этом деле не должно быть ошибки.
После начала массового производства ошибка может иметь далеко идущие
последствия. Такой ошибкой был карбюратор К126-1107010 с параллельным
открытием дроссельной заслонки, предназначенной для двигателя автомобиля
"Москвич-408" (кстати, первый двухкамерный карбюратор на легковой
двигатель). Последствия этой ошибки ощущаются до сих пор на двигателе
"Москвича-412": очень плохо распределяется смесь по цилиндрам,
так как первая камера расположена ближе к двигателю.
Переходя к рассмотрению карбюратора, начнем с детали,
которую, по бытующему мнению, можно изготовить самостоятельно (кустарным
способом), -- с жиклера.
На рис. 2а изображена проточная часть главного топливного
жиклера карбюраторов 2101, 2103, 2105 и 2107.
На рис. 2б показана
проточная часть главного топливного жиклера карбюратора 2108. Обратите
внимание, какое совершенство! Какая точность и чистота поверхности отверстия!
С какой точностью выполнены его диаметр и длина! А чего стоят закругленные
радиусом вход и выход! Теперь ответьте, пожалуйста, можно ли такое чуда
"ковырять" сверлом или заменять его "самопалом"?!
Так вот, оказывается, такая чистота, точность и длина
калибровочного отверстия необходимы для заданной пропускной характеристики
жиклера, которая обеспечивает нужную характеристику карбюратора.
Рис. 2. Главные топливные жиклеры карбюраторов:
а - карбюраторы 2101, 2103, 2105 и 2107; б - карбюратор 2108.
Еще несколько слов о жиклерах. Допустим (а это часто
бывает при переборке), перепутаны местами главные топливные жиклеры
первой и второй камер. В карбюраторе 2106 в первой камере главный топливный
жиклер имеет диаметр 1,3 мм, а во второй камере - 1,4 мм; разница площадей
сечения составляет 16%. Площади сечений главных топливных жиклеров карбюратора 2105 диаметрами 1,07 и 1,62 мм соотносятся как 1:2,31, т.е. разница
составляет 231%! Стоит перепутать их местами и получим полный отказ карбюратора в работе.
Стоит перечислить все главные топливные жиклеры карбюраторов производства Димитровоградского автоагрегатного завода (ДААЗ), применяемые
на автомобилях "Жигули" (кроме 2108) и "Москвич":
107; 109; 112; 120; 125; 128; 130; 135; 140; 150; 157; 162. Здесь и
далее обозначение каждого жиклера представляет собой его диаметр в миллиметрах,
умноженный на 100. Обратите внимание, что между жиклерами 107 и 109,
а также между жиклерами 128 и 130 разница всего 0,02 мм. Их делают не
зря. Эти "сотки" очень сильно влияют на производительность
жиклеров.
А что же получается с топливными жиклерами холостого
хода? Такие жиклеры сейчас выпускают трех типов: 45, 50, 60 (размеры
0,45; 0,50; 0,60 мм). Соотношение площадей их сечений составляет 1:1,23:1,7.
В табл. 2 показаны параметры всех карбюраторов производства
ДААЗа для двигателей ВАЗ.
Для правильного пользования этой таблицей необходимо
знать разницу между распылителями 4,5; 4,0 и 3,5 (рис. 3). Помимо конструктивных
различий каждый из распылителей имеет разную площадь щели мм2. Эти площади
эквивалентны площади круга диаметром соответственно 4,5; 4,0 и 3,5 мм.
Можно проверить по формуле площади круга.
Если внимательно изучать таблицу, выявится одна закономерность.
Для всех вазовских двигателей во всех модификациях карбюраторов 2101,
2103 и 2106 в первой камере применяют только два варианта сочетаний
распылителей смеси и жиклеров, т.е. если в первой камере установлен
распылитель смеси 4,5, то применяют главный топливный жиклер 135 и главный
воздушный жиклер 170. А если распылитель смеси в первой камере 4,0,
то используют главный топливный жиклер 130 и воздушный жиклер 150. Это
очень важно знать тем, кто пользуется ремонтными комплектами.
Рис. 3. Конструкции распылителей смеси: а - распылитель
4,5; б - распылитель 4,0; в - распылитель 3,5.
Таблица 2. Параметры карбюраторов ДААЗ.
Обозначение карбюратора |
Двигатель ВАЗ |
Распылитель смеси I камеры |
Распылитель смеси II камеры |
Обозначение |
Маркировка |
Обозначение |
Маркировка |
2101-1107010 |
2101-1107010-02 |
2101; 21011 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107010-03 |
2101; 21011 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107010-30 |
2101; 21011 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2103-1107010 |
2103; 2106 |
2101-1107410 |
4,5 |
2101-1107410 |
4,5 |
2103-1107010-01; 2106-1107010 |
2103; 2106 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2101-1107410-10 |
4,0 |
2105-1107010-10 |
2101; 21011 |
2105-1107410 |
3,5* |
2101-1107410 |
4,5 |
2105-1107010; 2105-1107010-20 |
2101; 21011; 2105 |
2105-1107410 |
3,5* |
2101-1107410 |
4,5 |
2107-1107010; 2107-1107010-20 |
2103; 2106 |
2105-1107410 |
3,5* |
2107-1107410 |
4,5* |
2107-1107010-10 |
2103; 2106 |
2105-1107410 |
3,5* |
2107-1107410 |
4,5* |
2108-1107010 |
2108 |
2108-1107410 |
|
2108-1107410 |
--- |
* Распылитель со штифтом.
|