Система холостого хода и переходная система второй камеры
Система холостого хода карбюраторов 2101. На рис. 13
показаны система холостого хода и переходная система второй камеры карбюраторов
2101 всех модификаций. Конструкция топливного жиклера холостого хода
(рис. 14) в карбюраторах 2103 и 2106 всех модификаций, а также в карбюраторах
2107 для двигателей 2103 и 2106 всех моделей автомобилей, кроме ВАЗ-2105
и ВАЗ-2107, отличается от показанной на рис. 13.
Система холостого хода работает следующим образом:
топливо через топливный жиклер главой дозирующей системы 10 по каналам
поступает к топливному жиклеру холостого хода 4 под воздействием разрежения
в задроссельном пространстве, а затем, смешиваясь с воздухом, поступающим
через воздушный жиклер холостого хода 3, и с дополнительным воздухом,
поступающим через отверстие А (поз. 15). Регулируемое регулировочной
иглой 1, превращается в бензовоздушную эмульсию и поступает по эмульсионному
каналу 14 через регулировочную иглу 13 в задроссельное пространство.
Воздух в задроссельное пространство поступает через щель, образующуюся
небольшим приоткрытием дроссельной заслонки 12.
Рис. 13. Система холостого хода и переходная
система второй камеры карбюраторов 2101 всех модификаций:
1. Регулировочная игла; 2. Корпус жиклера холостого
хода; 3. Воздушный жиклер холостого хода; 4. Топливный жиклер холостого
хода; 5. Поплавковая камера; 6. Топливный жиклер переходной системы
второй камеры; 7. Воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
8. Корпус жиклера переходной системы второй камеры; 9. Дроссельная заслонка
второй камеры; 10. Топливный жиклер главной дозирующей системы; 11.
Винт малых оборотов; 12. Дроссельная заслонка; 13. Регулировочная игла;
14. Эмульсионный клапан; 15. Отверстие А
Поступление воздуха регулируется винтом малых оборотов
11 (винтом количества), поступление топлива - регулировочной иглой 13
(винтом качества).
Для регулирования холостого хода на двигателе необходимо
соблюдать следующие требования:
1) обязательно прогреть двигатель до рабочей температуры
(60-80°С), а это происходит только в случае, если проехать на автомобиле
не менее 5-6 км (на холостом ходу масло до рабочей температуры не нагревается);
2) каждому положению иглы 11 (количества) должно соответствовать
определенное положение винта 13 (качества).
Рис. 14. Топливный жиклер холостого хода с
электромагнитным клапаном в карбюраторах 2103, 2106, 2107
Практически холостой ход надо регулировать следующим
образом. Винтом количества добейтесь необходимых оборотов (для двигателей
ВАЗ - 859 об/мин). Затем ищите винтом качества такое положение, при
котором обороты двигателя будут наибольшими (к великому сожалению, содержание
СО при этом будет соответствовать примерно 4%). Если обороты станут
больше 850 об/мин, то надо снизить их винтом количества и снова винтом
качества добиться максимальных оборотов. Если вы добились того, что
обороты двигателя составляют 850 об/мин, то заворачивайте винт качества
до тех пор, пока двигатель не начнет "потряхивать", и тогда
отверните винт качества обратно на одну четверть или одну треть оборота,
т.е. добейтесь устойчивой работы двигателя на предельно обедненной смеси.
Таким образом, вы убьете сразу двух зайцев: уложитесь
в нормы по СО и снизите расход бензина в условиях городской езды. На
практике, на старых машинах (на автомобилях с достаточным износом) после
проведения регулировки на горячем двигателе, не всегда легко завести
мотор после ночной стоянки. Приходится, скрепя сердце, отворачивать
винт качества и… прощай 3% СО.
Проверить исправность работы системы холостого хода
очень просто. Во-первых, при оптимально отрегулированном холостом ходе
винт качества должен быть отвернут примерно на 2,5 оборота от полностью
завернутого положения. Во-вторых, обороты двигателя обязательно должны
падать (от номинальных) как при заворачивании, так и при отворачивании
винта качества. В-третьих, подразумевается, что топливный жиклер холостого
хода соответствует своей маркировке (см. табл. 2) и завернут до упора,
а воздушный жиклер холостого хода не закоксован. Но правильнее было
бы регулировать холостой ход по тахометру и газоанализатору.
Лет пять-десять назад появился приборчик, позволяющий
"заглянуть" в камеру сгорания работающего двигателя. Вместо
штатной свечи в любой цилиндр двигателя ввинчивается специальная свеча
с термостойким стеклянным сердечником. Колпачок прибора обеспечивает
подключение высоковольтного провода, а также служит для удобства просмотра
цвета вспышки. Если цвет вспышки оранжевый - смесь излишне богатая,
если голубой - обедненная. Однако старые машины все-таки на обедненной
смеси заводятся плохо.
Система холостого хода карбюраторов 2105 и 2107. Отличительной
особенностью системы холостого хода карбюраторов 2105 и 2107 (рис. 15)
является то, что воздух в режимы работы двигателя на холостом ходу попадает
в задроссельное пространство не через приоткрытую дроссельную заслонку
4, а минуя ее - через специальный регулировочный винт 8 (винт количества).
Такая система холостого хода называется автономной.
При такой конструкции очень важно, чтобы во время работы
двигателя на холостом ходе обе дроссельные заслонки были закрыты. Понятие
"закрыты" не совсем точное, потому что закрытие заслонок не
совсем полное, оно строго регламентируется. Каждую заслонку в заводских
условиях настраивают на определенную перетечку (расход воздуха), после
чего стопорные винты (рис. 16) кернят и закрашивают. Эти перетечки предохраняют
дроссельные заслонки от заеданий, что особенно важно для второй камеры.
Трогать стопорные винты не советую, так как если Вы
приоткроете дроссельную заслонку первой камеры, то не получите устойчивой
работы двигателя на холостом ходе, а если дроссельную заслонку второй
камеры - не избавитесь от "черного выхлопа" и не сможете снизить
обороты двигателя на холостом ходе.
Приоткрытая дроссельная заслонка второй камеры резко
увеличивает расход топлива и токсичность. При одинаковом разрежениями
за дросселями в режиме работы двигателя на холостом ходе и малых нагрузках
переходная система второй камеры буквально заливает двигатель бензином:
проходное сечение топливного жиклера переходной системы на 23% больше,
чем топливного жиклера холостого хода, а воздушного жиклера переходной
системы второй камеры в шесть раз меньше, чем воздушного жиклера холостого
хода. Да и само название переходной системы второй камеры говорит о
том, что она должна работать только после ее открытия до вступления
в работу главной системы второй камеры, т.е. обеспечить переход.
Для упрощения система холостого хода карбюраторов ВАЗ 2105
и ВАЗ 2107 представлена только корпусом дроссельных заслонок. Все остальное
аналогично системе холостого хода, показанной на рис. 13.
Система холостого хода работает следующим образом.
Воздух под воздействием разрежения в задроссельном пространстве во время
работы двигателя в режиме холостого хода движется по направлению стрелок
по воздушному каналу 3 к выходному каналу 5, создавая в распылителе
6 разрежение. Эмульсия из эмульсионного канала 1 поступает к распылителю
6 частично через байпасный жиклер 2 и частично через регулировочную
иглу 7. В канале 5 происходит смесеобразование эмульсии и воздуха. Скорость
движения воздуха близка к скорости звука, поэтому работа на холостом
ходе сопровождается шумом.
Рис. 15. Особенности системы холостого хода
карбюраторов ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107:
1. Эмульсионный клапан; 2. Байпасный жиклер;
3. Воздушный клапан; 4. Дроссельная заслонка; 5. Выходной канал; 6.
Распылитель; 7. Регулировочная игла (винт качества); 8. Регулировочный
винт (винт качества); 9. Втулка
Такая система предполагала, что рабочая смесь будет
иметь постоянный состав, т.е. постоянное содержание СО при регулировании
одним регулировочным винтом, без изменения положения регулировочной
иглы. Но так не получилось, и поэтому регулировать двигатель на холостом
ходе следует так же, как двигатель с карбюратором 2101.
Возможные неисправности системы и способы их устранения
приведены в табл. 3.
Дополнительная информация. При нормально отрегулированном
холостом ходе регулировочная игла 7 (винт качества) должна быть отвернута
примерно на 2,5 оборота от положения "завернута до упора",
а положение регулировочного винта 8 (винта количества) должно быть таким,
как показано на рис. 17.
Таблица 3. Неисправности в системе холостого
хода карбюраторов ВАЗ 2105 - 2107 и способы их устранения
Неисправность |
Способ устранения неисправности |
Засорен топливный жиклер холостого хода |
Прочистить жиклер сверлом 0,45 или 0,50 мм (в соответствии с
маркировкой жиклера). Довернуть ЭМК, сняв предварительно воздушный фильтр. |
Электромагнитный клапан не довернут, или отвернулся |
Заменить ЭМК, а если нет возможности, то вынуть из него сердечник (при
этом возможно калильное зажигание). |
Электромагнитный клапан неисправен |
Отрегулировать плотное закрытие |
Неплотно закрывается дроссельная заслонка второй камеры |
В канале корпуса карбюратора перед топливным жиклером холостого хода
находится технологическая стружка, периодически закрывающая жиклер Снять
крышку карбюратора. Из первой камеры корпуса карбюратора вывернуть
топливный жиклер главной системы и топливный жиклер холостого хода.
Заткнуть спичкой воздушный жиклер главной системы. Развернуть на 1800
распылитель смеси первой камеры. Вставить наконечник насоса в гнездо
топливного жиклера главной дозирующей системы и энергично продуть канал. |
Система холостого хода карбюраторов 2105 и 2107 с экономайзером
принудительного холостого хода (ЭПХХ). Устройством ЭПХХ оборудованы
автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Экономайзер отключает подачу рабочей
смеси в двигатель в режиме принудительного холостого хода (при торможении
двигателем на частоте вращения больше 1200 об/мин), а также после выключения
двигателя (чтобы исключить калильное зажигание).
Рис. 16. Регулировка перетечек воздуха в карбюраторах ВАЗ: а - в первой камере; б - во
второй камере.
1. Стопорный винт; 2. Рычаг дроссельной заслонки
Экономайзер (рис. 18) является исполнительным механизмом.
Он смонтирован на корпусе дроссельных заслонок. Трехходовой электромагнитный
клапан соединен трубопроводами с впускной трубой и экономайзером, а
электропроводами - с микровыключателем и электронным блоком управления.
Рабочая смесь в двигатель может подаваться только в том случае, когда
экономайзер соединен с впускной трубой.
Рис. 17. Положение регулировочного винта карбюраторов ВАЗ 2105 и ВАЗ
2107 при нормально отрегулированном холостом ходе двигателя
К сожалению, трехходовые электромагнитные клапаны часто
выходят из строя и двигатель перестает работать на холостом ходе. Тогда
надо соединить экономайзер и впускную трубу напрямую, минуя трехходовой
электромагнитный клапан. При этом может появиться калильное зажигание.
Если это случится на автомобиле ВАЗ-2107 с двигателем 2103 или на автомобиле
ВАЗ-2105 с двигателем 2103, то можно убрать калильное зажигание, поставив
вместо топливного жиклера холостого хода электромагнитный клапан (см.
рис. 14).
Рис. 18. Экономайзер принудительного холостого хода
Микровыключатель должен размыкать контакты в тот момент,
когда между рычагами управления дроссельными заслонками зазор будет
в пределах 0,5-0,8 мм (рис. 19).
Рис. 19. Положение микровыключателя в момент срабатывания
Очень редко, но бывает, что рвется диафрагма экономайзера.
В таком случае следует заменить экономайзер или поставить вместо него
винт и втулку (см. рис. 15).
|