Карбюратор "Солекс"


1.2 Особенности конструкции карбюраторов "Солекс"

В отличие от известных моделей «Вебер» (Weber) и «Озон» карбюратор типа «Солекс» состоит только из двух основных корпусных деталей: крышки 13 (рис. 1) и корпуса 8, отлитых из алюминиевого сплава. Крышка закреплена на корпусе пятью винтами 46 через картонную прокладку 44. По специальной технологии, обеспечивающей высокую чистоту обработки, в обеих деталях выполняют систему каналов, которые перед сборкой карбюратора очищают от металлической стружки и технологических заусенцев на специальной установке взрывом гремучего газа.

Карбюратор ДААЗ-2108

Карбюраторы солекс, дааз

Рис.1. Устройство карбюратора ДААЗ-2108: 1 - блок подогрева; 2 - дроссельная заслонка первичной камеры; 3 - штуцер отсоса картерных газов; 4 - рычаг привода ускорительного насоса; 5 - кулачок привода ускорительного насоса; 6 - диафрагма ускорительного насоса; 7 - топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 8 - корпус карбюратора; 9 - крышка экономайзера мощностных режимов; 10 - диафрагма экономайзера мощностных режимов; 11 - электромагнитный клапан ЭПХХ; 12 - топливный жиклер системы XX; 13 - крышка карбюратора; 14 - главный воздушный жиклер первичной камеры; 15 - распылитель ускорительного насоса вторичной камеры; 16 - воздушная заслонка; 17 - блок распылителей ускорительного насоса с обратным клапаном; 18 - распылитель ускорительного насоса первичной камеры; 19 - малый диффузор первичной камеры; 20 - диафрагма пускового устройства; 21 - возвратная пружина диафрагмы пускового устройства; 22 - винт регулировки пускового зазора воздушной заслонки; 23 - контргайка; 24 - датчик-винт регулировки количества смеси системы , XX; 25 - рычаг блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 26 - штуцер подачи разрежения к вакуумному корректору распределителя зажигания; 27 - уплотнительное кольцо; 28 - винт регулировки качества смеси системы XX; 29 - сектор привода дроссельных заслонок; 30 - рычаг привода дроссельных заслонок; 31 - винт регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры; 32- рычаг управления воздушной заслонкой; 33 - втулка крепления тяги привода воздушной заслонки; 34 - шток пускового устройства; 35 - провод датчика-винта; 36 - рычаг воздушной заслонки; 37 - возвратная пружина воздушной заслонки; 38 - ось воздушной заслонки; 39 - шпилька крепления воздушного фильтра; 40 - топливоприемная трубка эконостата; 41 - главный воздушный жиклер вторичной камеры; 42 - эмульсионная трубка вторичной камеры; 43 - малый диффузор вторичной камеры; 44 - прокладка крышки карбюратора; 45 - штуцер подачи топлива; 46 - винт крепления крышки карбюратора; 47 - штуцер слива топлива в бак; 48 - топливный фильтр; 49 - топливный клапан; 50 - кронштейн поплавков; 51 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 52 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 53 - винт регулировки начального положения дроссельной заслонки вторичной камеры; 54, 59 - фиксаторы; 55 - рычаг дроссельной заслонки вторичной камеры; 56 - главный топливный жиклер вторичной камеры; 57 - рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 58 - поплавок; "а" - щелевое выходное отверстие переходной системы первичной камеры; "б" - калиброванное отверстие канала системы вентиляции картера; "в" - канал распылителя главной дозирующей системы вторичной камеры; "г" - выходное отверстие переходной системы вторичной камеры; "д" - топливоэаборный канал дозирующих систем; "е" - полость поплавковой камеры.

В крышке выполнены входные горловины первичной и вторичной камер, колодцы подвода воздуха к главным воздушным жиклерам 14 и 41, а также балансировочные отверстия, сообщающие полость "е" поплавковой камеры с горловинами камер. К фланцу на верхней части крышки 13 шпильками 39 к карбюратору крепят воздушный фильтр. В литье крышки выполнена топливоподводящая полость, в которой расположен сетчатый топливный фильтр 48, зафиксированный ввернутым в резьбовое отверстие штуцером 45 подачи топлива. В другое отверстие в топливоподводящей полости запрессован штуцер 47 слива топлива в бак (на модификациях карбюраторов для автомобилей без магистрали слива топлива штуцер не устанавливают и отверстие не высверливают). Снизу в топливо-подводящую полость ввернут неразборный игольчатый топливный клапан 49, на который воздействуют через соединительный вильчатый кронштейн 50 два поплавка 58 из пористой пластмассы. На крышке установлен механизм пуска и прогрева двигателя, состоящий из диафрагменного механизма и воздушной заслонки 16, поворачивающейся на оси, установленной в горловине первичной камеры. На одном из концов оси воздушной заслонки жестко закреплен рычаг 36 с двумя штифтами, на один из которых надета возвратная пружина 37, а другой входит в фигурный паз рычага 32 управления воздушной заслонкой. Рычаг 32 может свободно поворачиваться на ступенчатой оси, ввернутой в крышку. На рычаге шарнирно закреплена втулка 33, в которой винтом крепится тяга привода воздушной заслонки. С наружной кромкой рычага 32 контактируют винт 31 регулировки пускового зазора дроссельной заслонки первичной камеры и штифт рычага 25 блокировки привода дроссельной заслонки вторичной камеры. В резьбовое отверстие крышки ввернут электромагнитный клапан 11 экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) с топливным жиклером 12 системы XX. Кроме того, в крышке выполнены каналы системы XX, переходной системы вторичной камеры и эконостата, а также запрессована его распылительная трубка и трубка 40 забора топлива из поплавковой камеры с топливным жиклером на нижнем конце.

В корпусе 8 карбюратора отлита двухсекционная поплавковая камера, полости "е" которой расположены по обеим сторонам смесительных камер. В них выполняют большие диффузоры и устанавливают с натягом малые диффузоры 19 и 43, отлитые за одно целое с распылителями главных дозирующих систем. Для снижения чувствительности карбюратора к загрязнениям топливозаборные каналы "д" в поплавковой камере приподняты над дном и защищены буртиками от попадания частиц грязи, откладывающейся плотным слоем на дне. В корпусе размещены дроссельные заслонки 2 и 51 с рычажным механизмом привода, дозирующие элементы и каналы систем карбюратора. На ось дроссельной заслонки 2 первичной камеры устанавливают рычаг 30 привода с шаровой опорой для присоединения жесткой тяги привода акселератора (автомобили ВАЗ классической компоновки), а к нему при необходимости крепят пластмассовый сектор 29 для присоединения тросового привода (переднеприводные автомобили ВАЗ, АЗЛК-21412-01, АЗЛК-214123 и ЗАЗ- 1102 «Таврия»). Система холостого хода неавтономного типа помимо основного выходного отверстия имеет расположенный выше закрытой дроссельной заслонки щелевой канал а переходной системы шириной 0,6 и высотой'4,5 мм. Такая конструкция канала значительно улучшает характеристику карбюратора на режимах работы двигателя с малыми нагрузками и исключает провал при переходе от холостого хода к этим режимам. Винтом качества 28, изменяющим сечение выходного канала системы холостого хода, можно отрегулировать состав горючей смеси. На состав смеси, выходящей из переходной системы, положение винта не оказывает влияния. Чтобы исключить неквалифицированное вмешательство при регулировке двигателя на режимах XX, доступ к винту качества несколько затруднен, а канал, в который установлен винт, закрыт пластмассовой заглушкой, повреждающейся при удалении.

Конструкция переходной системы вторичной камеры во многом аналогична системе холостого хода, но топливо в нее поступает непосредственно из поплавковой камеры и никаких регулировочных элементов нет.

Привод дроссельной заслонки вторичной камеры механический, с последовательным ее открытием, снабжен механизмом блокировки в виде фасонного рычага 25. Механизм блокировки исключает открытие заслонки при закрытой воздушной зрслонке, благодаря чему вторичная камера не вступает в работу при непрогретом двигателе.

Ускорительный насос диафрагменного типа с механическим приводом рычагом 4 от закрепленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры кулачка 5 со специальным профилем, обеспечивающим двухступенчатую подачу топлива в распылители по мере открытия дроссельных заслонок. Причем вторая ступень впрыска совпадает с началом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры. При открытии дроссельной заслонки первичной камеры на 40е впрыскивается около 0,5 см3 топлива, а на второй ступени - остальные 0,5-0,7 см3. Для различных модификаций карбюраторов требуются разные алгоритмы подачи топлива, поэтому кулачки имеют разный профиль и соответствующую маркировку (см. тарировочные данные карбюраторов солекс).

Распылители 15 и 18 в виде трубок с обжатыми концами, выполняющими функцию жиклеров, расположены в обеих камерах (за исключением карбюратора ДААЗ-21073 с одним распылителем, расположенным в первичной камере). В блоке 17 распылителей, установленном с натягом в гнезде корпуса 8 карбюратора и уплотненном резиновым кольцом, смонтирован шариковый обратный клапан. Он предотвращает поступление воздуха в каналы системы при всасывании топлива насосом из поплавковой камеры, а также вытекание топлива из каналов, обеспечивая мгновенное срабатывание системы при резком открытии дроссельных заслонок.
Экономайзер мощностных режимов , улучшающий характеристики двигателя при максимальных нагрузках, диафрагменного типа с пневматическим приводом. В специальной расточке корпуса карбюратора, под крышкой 5, притянутой к корпусу тремя винтами, установлена поджатая пружиной диафрагма 10, упором своей тарелки открывающая шариковый клапан экономайзера, через который при максимальных нагрузках в эмульсионный колодец первичной камеры поступает дополнительное топливо.
Упорный винт 24 регулировки количества смеси, приоткрывающий дроссельную заслонку первичной камеры, выполняет и функцию контактного датчика положения дроссельной заслонки системы ЭПХХ.
В приливе нижней части корпуса установлен винт 53 регулировки начального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры.

К нижней части корпуса со стороны каналов системы XX прикреплен блок подогрева 1, внутри которого циркулирует горячая жидкость из системы охлаждения двигателя. Такая конструкция улучшает работу двигателя на режимах XX и предотвращает обмерзание выходных каналов системы XX в холодную и влажную погоду.

В корпус карбюратора запрессованы штуцер 26 подачи разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания (на некоторых модификациях карбюраторов он отсутствует) и штуцер 3 отсоса картерных газов, соединенный каналами с полостью за дроссельными заслонками. Чтобы на режиме холостого хода с полностью закрытыми дроссельными заслонками система вентиляции картера не обедняла горючую смесь дополнительным воздухом, ее каналы соединены с задроссельной полостью через калиброванное отверстие б диаметром 1,5 мм.

Модификации 21081, 21041 и 21053 карбюраторов семейства 2108, как уже говорилось, имеют конструкцию, практически аналогичную описанной, и отличаются только некоторыми элементами привода дроссельных заслонок и тарировочными данными. Более существенные отличия имеет карбюратор модификации 21083-62, общий вид которого показан на рис. 2. Особенности его конструкции рассмотрены в разделе «Устройства компенсации горючей смеси».

Карбюратор ДААЗ-21083

Рис. 2. Общий вид карбюратора ДААЗ-21083-62: 1 - крышка диафрагменного механизма пускового устройства; 2 - штуцер подключения управляющей магистрали; 3 - датчик-винт регулировки количества смеси системы XX; 4 - колпачок-винт регулировки пускового зазора воздушной заслонки второй ступени; 5 - рычаг оси воздушной заслонки; 6 - патрубок отвода паров топлива из поплавковой камеры; 7 - актюатор системы XX; 8 - пластина крепления крышки пускового устройства; 9 - стяжной болт половин нагревательного элемента; 10 - крышка полуавтоматического пускового устройства; А - метки для установки правильного взаимного расположения элементов пускового устройства.

<< общие сведения | особенности эксплуатации >>