Карбюратор "Солекс"


2.2. Система холостого хода

В карбюраторах серии 2108 применяют традиционную систему холостого хода (XX) с задроссельным смесеобразованием, обеспечивающую приготовление и подачу горючей смеси на режимах с полностью закрытой или частично открытой дроссельной заслонкой. Система дополнительно оборудована электромагнитным клапаном 1 (рис. 7), снабженным подвижным сердечником с запорной иглой. При включенном зажигании на клапан подается напряжение и сердечник, втягиваясь в обмотку клапана, мглой открывает топливный жиклер 2.

Система холостого хода Солекс

Рис. 7, Система холостого кода карбюратора ДААЗ-2108: 1 - электромагнитный клапан ЭПХХ; 2 - топливный жиклер системы XX; 3 - воздушный жиклер системы XX; 4 - демпфирующий канал системы XX; 5 - главный воздушный канал первичной камеры; 6 - топливный канал системы XX;
7 - главный топливный жиклер первичной камеры;
8 - дроссельная заслонка первичной камеры;
9 - выходное отверстие переходной системы первичной камеры; 10 - выходной канал системы XX; 11 - винт регулировки качества смеси системы XX; 12 - эмульсионный канал системы XX; 13 - воздушный канал системы XX.

Для согласования работы системы XX и главной дозирующей системы первичной камеры топливо в систему XX поступает из эмульсионного колодца этой же камеры, пройдя общий для обеих систем главный топливный жиклер 7. Так как входное отверстие воздушного канала 13 расположено ниже уровня топлива в поплавковой камере, для предотвращения засасывания в него топлива на некоторых режимах в крышке карбюратора выполнен демпфирующий канал 4, соединяющий воздушный канал 13 с горловиной первичной камеры.

Для корректировки состава горючей смеси на режиме XX в карбюраторы типа «Солекс» устанавливают регулировочный винт качества 11, изменяющий сечение выходного канала 10. Количество горючей смеси на режиме XX регулируют упорным винтом 24 (см. рис.1), приоткрывающим дроссельную заслонку первичной камеры.
В карбюраторах типа «Солекс» (кроме карбюратора ДААЗ-1111) нет винта производственной подстройки в отличие от карбюраторов типа «Озон». Для повышения точности дозирования топлива и стабильности производственной регулировки индивидуально подбирают топливный жиклер системы XX по результатам контроля каждого карбюратора на вакуумной установке. Набор жиклеров имеет широкий диапазон маркировки от 39 до 45.

В производственных условиях начальную регулировку системы XX осуществляют винтом качества по расходу воздуха при фиксированном открытом положении дроссельной заслонки. Такая регулировка позволяет оптимально обеднить горючую смесь при работе двигателя на режиме XX с повышенной частотой вращения коленчатого вала. Однако после установки карбюратора на двигатель необходимо провести индивидуальную регулировку состава смеси на работающем в режиме XX двигателе, так как во время производственной регулировки вступают в работу и каналы переходной системы первичной камеры. Дополнительный расход воздуха через них не позволяет выполнить точную регулировку.

При работе двигателя отверстие в топливном жиклере 2 открыто электромагнитным клапаном 1 (см. рис. 7). В каналах системы XX под действием разрежения, подаваемого из задроссельного пространства через канал 10, топливо из эмульсионного колодца через топливный канал 6 и топливный жиклер 2 поступает в эмульсионный канал 12, смешавшись с воздухом, поступившим иэ воздушного канала 13 через жиклер 3, и в виде эмульсии поступает далее через отверстие канала 10 в задроссельное пространство, где смешивается с основным потоком воздуха, проходящим через зазор между дроссельной заслонкой 8 и стенкой смесительной камеры.

При закрытой дроссельной заслонке 8 щелевое выходное отверстие 9 переходной системы находится выше кромки заслонки, в зоне низкого разрежения. Через это отверстие в систему XX поступает дополнительный воздух, повышающий однородность топливовоздушной эмульсии.

При частичном открытии дроссельной заслонки выходное отверстие 9 оказывается ниже ее кромки, в зоне высокого разрежения. Разрежение в каналах системы XX повышается, топливо более интенсивно поступает через жиклер 2, и топливовоздушная эмульсия начинает выходить через отверстие 9, обеспечивая плавный переход от режима XX к режимам частичных (средних) нагрузок. Щелевидная форма отверстия 9 обеспечивает плавное увеличение количества эмульсии, поступающей в задроссельное пространство. Затем разрежение в диффузоре первичной камеры повышается до величины, достаточной для вступления в работу главной дозирующей системы.

При выключении зажигания питание обмотки электромагнитного клапана отключается и под действием пружины клапана запорная игла подвижного сердечника перекрывает жиклер 2. Поступление топлива в систему XX прекращается, что исключает самопроизвольную работу двигателя от самовоспламенения горючей смеси в режиме псевдокалильного зажигания (дизелинг) и обеспечивает его быструю остановку.

Система XX карбюратора ДААЗ-1111 (рис. 8) имеет ту же традиционную компоновку с задроссельным смесеобразованием, что и у карбюраторов серии 2108, но кардинально отличается от нее способом корректировки состава горючей смеси. В карбюраторах серии 2108 винт 11 (см. рис. 7) изменяет количество топливовоздушной эмульсии, поступающей в смесительную камеру. Соотношение топлива и воздуха в эмульсии на разных режимах работы двигателя изменяется в очень узких пределах, и состав горючей смеси в этих карбюраторах определяется соотношением объемов топливовоздушной эмульсии и основного воздуха в смесительной камере. При таком способе регулировки состав горючей смеси также изменяется в узких пределах, что исключает возможность переобогащения при неквалифицированном вмешательстве, так как сечение выходного канала 10 ограничивает максимальную величину ее обогащения.

Система ХХ карбюратор ДААЗ-1111

Рис. 8. Система холостого хода карбюратора ДААЗ-1111: 1- винт производственной подстройки системы XX; 2 - электромагнитный клапан ЭПХХ; 3 - воздушный жиклер системы XX; 4 - топливный жиклер системы XX; 5 - воздушный канал; 6 - главный воздушный канал первичной камеры; 7 - винт регулировки количества смеси системы XX; 8 - рычаг привода дроссельной заслонки первичной камеры; 9 - дроссельная заслонка первичной камеры; 10 - выходное отверстие системы XX; 11 - выходные отверстия переходной системы первичной камеры; 12 - эмульсионный жиклер системы XX;
13 - винт регулировки качества смеси системы XX;
14 - главный топливный жиклер первичной камеры.

В карбюраторе ДААЗ-1111 винт 13 (см. рис. 8) изменяет соотношение объемов топлива и воздуха в эмульсии в выходном канале системы XX. Общий объем топливовоздушной эмульсии, поступающей в смесительную камеру из выходного отверстия 10, остается при этом практически неизменным. Состав горючей смеси, определяемый соотношением объема топлива, поступившего в смесительную камеру в составе эмульсии, и общего объема воздуха, может изменяться в довольно широких пределах, что обусловливает необходимость использования при регулировке карбюратора диагностического оборудования (газоанализаторов). Необходимо учитывать, что с 1998 г. схема системы XX изменена.

Канал, подводивший дополнительный воздух к регулировочному винту 13, соединен с полостью выходных отверстий 11 переходной системы, полость соединена каналом с регулировочным винтом, а отверстие под жиклер 12 заглушено. Таким образом, состав горючей смеси теперь регулируют тем же способом, что и для остальных карбюраторов типа «Солекс».

Другая особенность системы XX карбюратора ДААЗ-1111 - установка в нее винта 1 производственной подстройки. При регулировке каждого карбюратора на вакуумной установке в соответствии с расходом воздуха этим винтом изменяют количество дополнительного воздуха, поступающего в каналы системы XX, чтобы добиться заданного техническими условиями расхода через систему и компенсировать тем самым технологические погрешности процесса изготовления деталей карбюратора. Изменять положение этого винта в процессе эксплуатации не рекомендуется, так как это приведет к изменению параметров системы XX, определяющих ее нормальную работу, а восстановление их без специального оборудования невозможно.

<< система пуска | переходная система >>