Карбюратор "Солекс"


4.12. Проверка и обслуживание системы ЭПХХ

Неисправности системы ЭПХХ могут сопровождаться неустойчивой, вплоть до остановки, работой двигателя на режиме холостого хода, увеличением расхода топлива, а также явлением дизелинга.

Перед проверкой системы ЭПХХ убедитесь в исправности электромагнитного клапана 11 карбюратора (см. рис. 1). Предварительно проверьте клапан, сняв с его клеммы электрический провод во время работы двигателя на режиме холостого хода. Двигатель должен через 1-2 с остановиться. Если двигатель продолжает работать, для окончательной проверки рожковым ключом на 13 мм выверните клапан из крышки карбюратора и пассатижами осторожно выньте из него жиклер 12 системы холостого хода. Затем соедините отрезками провода корпус клапана с одним выводом аккумуляторной батареи, а клемму клапана - с другим выводом (полярность подключения не играет роли). В момент подключения сердечник клапана вместе с запорной иглой должен энергично втягиваться в обмотку. Если игла неподвижна, проверьте рукой легкость ее перемещения и при отсутствии заклинивания проверьте омметром обмотку электромагнита клапана на обрыв.

ВНИМАНИЕ!
В случае отказа клапана из-за обрыва в обмотке электромагнита можно отломить пластмассовый наконечник запорной иглы. В этом случае клапан постоянно открыт и система холостого хода исправно работает. Однако из-за прекращения работы системы ЭПХХ расход топлива увеличится и после выключения зажигания у двигателя, работавшего под нагрузкой, возникнет явление дизелинга. Поэтому при первой возможности неисправный электромагнитный клапан замените новым.

Убедившись в исправности клапана, вставьте в него топливный жиклер и рукой вверните клапан в крышку до момента соприкосновения его резинового уплотнительного кольца с гнездом крышки. Затем подтяните клапан ключом.

ВНИМАНИЕ!
Не прикладывайте чрезмерное усилие при затягивании клапана - тонкостенный топливный жиклер деформируется, нарушается его калибровка и плотность посадки в седло, а в некоторых случаях срывается резьба в крышке карбюратора.

Чтобы достаточно плотно затянуть электромагнитный клапан и не повредить при этом жиклер, воспользуйтесь следующим приемом. Заверните клапан рукой до момента соприкосновения его уплотнительного кольца с гнездом крышки и пустите двигатель, не присоединяя к клапану электрический провод. На режиме холостого кода постепенно подтягивайте клапан ключом до момента остановки двигателя, что свидетельствует о достаточно плотной посадке а седло жиклера, закрытого наконечником запорной иглы.

Если после установки клапана и присоединения к нему электрического провода работоспособность системы не восстановилась, соедините отрезком провода контакт клапана с клеммой «+» аккумуляторной батареи. Нормальная работа двигателя на режиме холостого хода при таком подключении свидетельствует о неисправности остальных элементов системы ЭПХХ (датчика-винта и блока управления).

Нарушение работы системы часто вызывается замыканием на «массу» датчика-винта 24 (см. рис. 1) из-за его повреждения или сильного загрязнения, что более вероятно. Загрязнение или окисление наконечника датчика-винта может привести и к противоположному результату - отсутствию соединения с «массой» при полностью закрытой дроссельной заслонке. И в том, и в другом случае блок управления, не получая достоверной информации о положении дроссельной заслонки, несвоевременно выдает управляющий импульс на электромагнитный клапан, нарушая этим нормальную работу двигателя. Промойте датчик-винт и зачистите от окислов его наконечник или в случае неисправности замените датчик-винт новым.

Схема проверки блока управления

Рис. 32. Схема проверки блока управления:
1 - блок управления; 2 - вольтметр; 3 - переходный разъем

Затем подключите к блоку управления 1 (рис. 32) с помощью специального разъема 3 вольтметр 2 и пустите двигатель. Постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра. На режиме холостого хода напряжение должно быть 10 В. Увеличив частоту вращения до 4000-5000 об/мин, резко закройте дроссельную заслонку полностью. В момент закрытия дроссельной заслонки напряжение должно скачкообразно снизиться до 0,5 В и оставаться неизменным до снижения частоты вращения примерно до 1900 об/мин. При дальнейшем снижении частоты вращения в момент включения клапана напряжение должно скачкообразно восстановиться до величины 10 В.

Если напряжение при закрытии дроссельной заслонки не изменится, отсоедините провод системы от штекерного разъема провода 35 (см. рис.1) датчика-винта, соедините его наконечник с «массой» и повторите проверку. Если при частоте вращения коленчатого вала больше 2200-2300 об/мин напряжение снизится до 0,5 В, значит нарушен контакт датчика-винта с «массой» или оборван его провод. Если напряжение не изменяется то в этом случае - неисправен блок управления ЭПХХ или электропроводка системы.

Установите частоту вращения коленчатого вала 2200-2300 об/мин, отсоедините от «массы» провод к датчику-винту, а затем снова соедините его с «массой». При отсоединении провода напряжение должно быть 10 В и клапан должен включаться, при соединении с «массой» напряжение д олжно снижаться до 0,5 В, а клапан - отключаться.

ВНИМАНИЕ!
При отсутствии вольтметра момент включения и выключения клапана можно определить по характерному щелчку его сердечника.

Если клапан не переключается - блок управления неисправен и его надо заменить. Следует отметить, что при неисправности блока, когда электромагнитный клапан не отключается, блок может некоторое время эксплуатироваться, поскольку при этом нормальная работа двигателя не нарушается, а лишь несколько увеличивается расход топлива и становится возможным появление дизе- линга при выключенном зажигании.

Обслуживание системы ЭПХХ состоит в поддержании чистоты датчика-винта и восстановлении плотности затяжки электромагнитного клапана. Единственным регулировочным элементом системы является датчик-винт, положение которого во время регулировки системы холостого хода подбирают так, чтобы при полностью закрытой дроссельной заслонке между рычагом ее оси и наконечником винта не было даже минимального зазора, иначе система ЭПХХ не будет работать.

<< проверка экономайзера | обслуживание системы электронного управления составом смеси >>