литература, статьи по автомобилям ВАЗ


line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 

Тест амортизаторов, амортизаторы Monroe

Комфорт? Безопасность?

тесты амортизаторов

Между тем мы вновь и вновь сталкиваемся с пренебрежительным отношением автомобилистов к амортизаторам. Многие считают, что они влияют только на комфортабельность автомобиля, и мирятся с некоторым ее снижением, которое вызвано старением или износом амортизаторов. При этом забывают, что смешно называть автомобиль комфортабельным, если он не на сто процентов безопасен. А к безопасности амортизаторы имеют самое прямое отношение.

Поэтому мы сочли необходимым вернуться к этой теме, тем более что представилась прекрасная возможность - нас пригласили на завод и испытательный полигон фирмы Monroe.

Напомним основные функции, которые выполняет амортизатор. Во-первых, его задача - максимально быстро погасить колебания подвески и стабилизировать автомобиль, чтобы обеспечить хорошее сцепление колес с дорогой и, следовательно, безопасность автомобиля - управляемость и эффективность торможения. Для этого амортизатор должен быть достаточно жестким.

Во-вторых, амортизатор обязан смягчать толчки и вибрацию, передающиеся на кузов, обеспечивая комфорт пассажирам. При этом от него требуются мягкость и эластичность.

Полностью удовлетворяют этим противоположным требованиям только т. н. активные подвески, основу которых составляют амортизаторы с переменными характеристиками. Но схемы управления ими настолько сложны и дороги, что на массовых автомобилях такие подвески пока не применяют.

Обычный же гидравлический или газонаполненный амортизатор - это всегда компромисс. Иногда баланс сознательно сильно сдвигают: в спортивной машине подвеска должна быть более жесткой, в ущерб комфорту, а для лимузина первоочередное значение имеет плавность хода. Чаще, впрочем, амортизаторы настраивают так, чтобы они обеспечивали автомобилю 80% возможной максимальной безопасности и 60% абсолютного комфорта с отклонениями 7-8% в ту или иную сторону.

Есть более сложные конструкции - например, Monroe Sensatrac, в которых в целом жесткий амортизатор имеет "зону комфорта" в диапазоне основного перемещения поршня. Но какой бы амортизатор ни был установлен на автомобиле, главное требование к нему - он должен быть исправен. К сожалению, сограждане-автомобилисты (исключая тех, кто вообще не догадывается о присутствии подобного устройства в машине) на рекомендацию заменить амортизаторы нередко отмахиваются, "не ходовая часть, на скорость не влияет", и вот тут-то оказываются не правы. Влияет. И не только на скорость, расход топлива и все ходовые качества автомобиля, но даже на долговечность электронного оборудования и кузовных деталей. Вибрационные нагрузки полезны только желающим похудеть, а для металлов и радиодеталей вибрация - это очень плохо. И справиться с ней могут только исправные амортизаторы. (Сознательно игнорируем ситуации, когда неработоспособная подвеска приводит к аварии.) Приведенные выше рассуждения хорошо подкрепляются личными впечатлениями, полученными на полигоне при испытании двух одинаковых автомобилей, один из которых был оборудован наполовину "убитыми" амортизаторами, а второй - новенькими Sensatrac. Идея теста амортизаторов заключалась не в оценке конкретных изделий: даже опытный эксперт по управляемости без специальных приборов не в состоянии определить, укомплектована машина Sensatrac или моделями типа Gas-matic и Radial-matic. Основная задача заключалась в том, чтобы сравнить поведение исправного и неисправного автомобилей в разных дорожных условиях (да, именно так - не автомобиля с неисправными амортизаторами, а неисправного автомобиля).

Испытания ( тест амортизаторов ) проводились на замкнутой трассе, состоявшей из извилистой лесной дороги, брусчатки и прямого отрезка шоссе с частично разрушенным покрытием, вполне похожего на среднюю российскую дорогу. На тест была представлена одна из наиболее распространенных в Европе моделей - Ford Еscort. Обкатку заметно усложнил, но и сделал более интересной непрекращавшийся дождь, временами переходивший в настоящий ливень.

Сотрудники полигона порекомендовали начать с "50-процентной машины". За руль сел коллега, а я разместился на заднем сиденье. Уже на первых сотнях метров пути почувствовалось, что автомобиль заметно "гуляет" даже на прямой. Водитель этого или не заметил, или уповал на передний привод. И решительно увеличил скорость перед знаком "крутой поворот". Поворот оказался не просто крутым, а очень коварным - затяжным и с постоянно уменьшающимся радиусом. Результат...

К счастью, на полигоне везде одностороннее движение, обочина пологая и широкая, а столбики ограждения сделаны из пластмассы. Вид кустов и деревьев, летящих навстречу потерявшей управление машине, очень отрезвляет. Вернувшись на дорогу, продолжили путь, и в весьма умеренном темпе преодолели остаток извилистого участка.

Вторым этапом теста амортизаторов была булыжная мостовая. Не брусчатка, а именно булыжная, так называемая бельгийская, состоящая из крупных, далеко лежащих друг от друга валунов, скрепленных цементом. Передвижение по ней на значительной скорости вызывает очень неприятное раскачивание автомобиля во всех плоскостях и сожаление о том, что плотно позавтракал. Ко всеобщему облегчению "бельгийка" довольно скоро сменилась вполне гладким покрытием волнообразного профиля. На длинных спусках-подъемах все увеличивающейся крутизны машина вела себя вполне пристойно. Лишь прыгнув с последнего бугра, при приземлении чиркнула по асфальту чем-то металлическим - вероятно, глушителем, а торможение "в пол" было каким-то неравномерным, колеса то проскальзывали по покрытию, то вновь цеплялись за него. Впрочем, дорога была мокрой, и однозначно определить причину было сложно.

Второй заезд в качестве пассажира новых ощущений не принес. Предупрежденный заранее журналист, сидевший за рулем, благополучно покинул трассу на злосчастном повороте, виртуозно объехал оставшиеся столбики и продолжил путь, даже не вздрогнув.

Моя очередь управлять машиной наступила под самый конец. Приближаясь к "любимому" виражу, злорадно подумал: "Сейчас я покажу, как нужно проходить такие повороты". И тут же обнаружил, что автомобиль сносит с дороги. Нажатие на газ приводит к срыву колес, а направление движения не изменяется. Удержался на трассе, только развернув машину поперек дороги с помощью "ручника" и благодаря ясному представлению о кривизне коварного поворота. Дальше - все как у предшественников: неторопливое прохождение остатка пути и тщательное изучение дорожных знаков. На булыжниках возникло сильное биение руля, и было сложно точно попасть в нужную передачу. Прямой участок был пройден довольно спокойно, только при торможении опять появилась какая-то невнятность, а при "накачивании" педали - чтобы избежать блокировки, автомобиль долго и часто клевал носом.

Достоинства исправных амортизаторов удалось оценить, сознательно поставив машину в экстремальные условия на знакомом повороте. Резко нажимаю педаль акселератора, автомобиль быстро набирает скорость. Жду начала сноса. Половина поворота уже пройдена, и тут мокрый асфальт делает свое дело. Передние колеса срываются. Немного сбрасываю газ, корректирую рулем траекторию и снова давлю на педаль, уже на выходе на прямую. Удивительно, до чего легкая победа меняет восприятие. Оставшиеся повороты преодолеваю под визг резины, на грани фола. Брусчатка заставляет машину мелко вибрировать, но амплитуда колебаний невысока, и, хотя зубы стремятся выбить дробь, особенно неприятная качка отсутствует. В целом автомобиль с хорошими амортизаторами более жесткий, но если приходится выбирать между "валкостью" и "зубодробительностью", то мне кажется, что стиснуть челюсти все же предпочтительнее. Ровная дорога ничем особенным не запомнилась, машина идет хорошо, упруго, останавливается уверенно.

Вот только теперь, как ни странно, осознаешь разницу в характере обоих автомобилей. Когда "шестым чувством" определяешь поведение машины, автомобиль с "убитыми" амортизаторами создает впечатление лежащей на дороге перьевой подушки, в то время как другой - поджарый и собранный. Можно, конечно, привыкнуть к любому автомобилю и, согласовав с ним стиль вождения и смирившись с морской болезнью, преодолеть любой поворот, но при этом вождение не доставляет удовольствия, становится утомительным и, безусловно, более опасным.

Евгений Романтовский

<< Амортизаторы Диагностика амортизаторов >>


 
line decor
line decor